Этический кодекс практического психолога

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Этический кодекс практического психолога целью Этического кодекса яв­ ляется установление основополагающих прав и обязанностей, вытекающих этический кодекс практического психолога осо­ бенностей профессиональной деятельнос­ти психолога. Кодекс должен служить специалистам практическим руководством при разрешении проблемных и конфликт­ ных ситуаций, возникающих в процессе профессиональной деятельности психоло­ гов. Кодекс призван этический кодекс практического психолога общество от нежелательных последствий бесконт­ рольного этический кодекс практического психолога неквалифицированного исполь­зования психологических знаний, защитить психологов и психологию от дискредита­ ции. Кодекс составлен в соответствии с Женевской конвенцией «О правах ребен­ ка» и действующим российским законо­дательством. Данный Этический кодекс распростра­няется на все профессиональные виды деятельности психолога. К ним относятся клиническая и консультативная психоло­ гическая практика, диагностика, обучение, тренинг и супервизорство, создание тес­ товых измерительных методик, обучаю­ щее консультирование, организационное консультирование, проведение социальных вмешательств и другие подобные занятия. При приеме на работу в образователь ные учреждения психолога необходимо знакомить с Этическим кодексом. Усло­ вия соблюдения Кодекса могут быть вклю­ чены в текст трудового договора с педа­гогом-психологом системы образования. Соответствие деятельности психолога по­ ложениям Этического кодекса является необходимым условием при аттестации специалиста. В ходе аттестации факты грубого нарушения Этического кодекса могут быть квалифицированы как несоот­ ветствие занимаемой должности и повлечь за собой меры, предусмотренные трудо­ вым законодательством. Для решения спорных этических вопросов создается этическая комиссия в составе областного научно-методического совета службы прак­ тической психологии образования. ОСНОВНЫЕ ЭТИЧЕСКИЕ Этический кодекс практического психолога ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА Этические этический кодекс практического психолога призваны обеспе­ чить: — решение профессиональных задач в соответствии с этическими нормами; — защиту людей, с которыми психологи вступают в профессиональное взаимо­ действие: учащихся, студентов, педагогов, супервизоров, участников исследований и других лиц, с которыми работает психо­ лог; сохранение доверия между психоло­ гом и клиентом; — укрепление авторитета психологи­ ческой службы образования среди учащих­ ся, родителей и педагогической обществен­ ности. Основными этическими принципами являются: 1. Принцип этической и юридической правомочности. Принцип квалифицированной пропа­ ганды психологии. Принцип профессиональной коопе­ рации. Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования. Принцип морально-позитивного эф­ фекта профессиональных действий психо­ лога. Данные принципы согласуются с про­ фессиональными стандартами, принятыми в работе психологов в других странах мира. Информация, полученная психологом в процессе проведения работы, не подлежит, сознательному или случайному раз­ глашению, а в случае необходимости долж на быть этический кодекс практического психолога в форме, исключа ющей ее использование против интересов клиентов. Лица, участвующие в психологи­ ческих исследованиях, тренингах и других мероприятиях, должны быть осведомле­ ны об объеме и характере информации, которая может быть сообщена другим за­и нтересованным лицам или учрежде­ ниям. Участие учащихся, воспитанников, родителей, педагогов в психологических процедурах диагностика, консультирова­ ние, коррекция, психотерапия и др. Психолог собирает использует лишь ту информацию о клиенте, которая необ­ ходима ему для решения задач, определя­ емых планом его работы этический кодекс практического психолога спецификой этический кодекс практического психолога, где он работает. Если информация, полученная от кли­ ента, запрашивается экспертами для решения вопроса о компетентности психо­ лога во время его аттестации этический кодекс практического психолога, она долж­ на быть предоставлена в форме, исклю­ чающей идентификацию личности клиен­ та экспертами. Отчеты о профессиональной деятель­ ности, результаты исследований и публи­ кации должны быть составлены в форме, исключающей этический кодекс практического психолога личности клиента окружающими людьми. На присутствие третьих лиц во вре­ мя диагностики или консультирования не­ обходимо предварительное согласие кли­ ента или лиц, несущих за него ответствен­ ность в случае, если клиент не достиг 16-летнего возраста. Администрация образовательного учреждения, по заданию которого пров одится психологическое обследование, долж­ на быть предупреждена о том, что на нее распространяется обязательство сохране­ ния профессиональной тайны. Сообщая администрации результаты обследования и своего заключения, психолог должен воздерживаться от сообщения сведений, наносящих вред клиенту и не имеющих отношения к ситуации образования. Психолог постоянно повышает уро­ вень своей профессиональной компетент­ ности, знакомится с последними дости­ жениями в области психологии. Психолог применяет только надеж­ ные и валидные методы изучения психи­ ческих свойств, качеств и состояний лич ности, способствует применению их дру гими. Психолог четко определяет и учиты вает границы собственной компетентности. В интересах оптимального выполне ния своей задачи психолог сотрудничает с другими психологами этический кодекс практического психолога с представителя ми смежных отраслей науки. Психолог самостоятельно выбирает процедуру и методы обследования. При необходимости психолог консультируется с экспертом в соответствующей области руководителем методического объедине­ния, членом научно-методического совета службы практической психологии и дру­ гими специалистами. Новые психолого-педагогические про­ граммы, используемые в повседневной массовой практике, утверждаются на об­ ластном научно-методическом совете служ­ бы практической психологии. Психолог имеет право проводить ана­лиз использования психологических мето­ дик педагогами и другими участниками образовательного процесса. Психолог осознает свою профессио­ нальную и личную ответственность перед обществом, в котором он работает и жи­ вет. Он популяризирует психологические знания для повышения благополучия об­ щества. Психолог несет ответственность за соблюдение данного Этического кодекса независимо от того, проводит он психоло­ гическую работу сам или она идет под его руководством. Психолог несет профессиональную ответственность за высказывания на пси­ хологические темы, сделанные в сред­ ствах массовой информации и в публич­ ных выступлениях. Психолог в публич­ ных выступлениях не имеет права этический кодекс практического психолога ваться непроверенной информацией, вво­ дить людей в заблуждение относительно своего образования и компетентности. Психолог может не информировать клиента об истинных целях психологи­ ческих процедур только в тех случаях, ког­ да альтернативные пути достижения этих целей невозможны. Все скрытые цели, включенные в замысел работы, должны быть раскрыты клиенту не позднее окон­ чания этой работы. Принцип этической и юридической правомочности 1. Психолог планирует и проводит ис следования в соответствии с действую­ щим законодательством и профессиональ­ ными требованиями к проведению пси­ хологических исследований. В случае расхождения между норма­ ми данного Кодекса и обязанностями, вменяемыми ему администрацией образо­ вательного учреждения психолог руковод­ ствуется нормами данного Кодекса. По­ добные случаи доводятся до сведения ад­ министрации учреждения, где работает психолог, и профессиональной психологи­ ческой общественности методическое объединение или областного научно-ме­ тодического совета службы практической психологии. Нормы данного Кодекса распрост раняются только на профессиональные отношения психолога с детьми, их род­ ственниками, педагогами, другими участ­ никами образовательного процесса и об­ щественностью. Психолог может выполнять свои обя­ занности официального эксперта в соот­ветствии с законом. В случаях, когда не­ обходимо психологическое заключение, он выступает в качестве должностного лица, помня, что этический кодекс практического психолога мнение играет важную роль в защите интересов общества и конкретного гражданина ребенка, педагога и т. Принцип квалифицированной пропаганды психологии 1. В любых сообщениях, предназначен­ ных для людей, не имеющих психологи ческого образования, следует избегать ин­ формации о специальных диагностических методах. Информация о таких методах воз­ можна только в сообщениях для специали­ стов. Во всех сообщениях психолог дол­ жен отражать возможности методов практической психологии в соответствии с ре­альным этический кодекс практического психолога дел. Следует воздер­ живаться от любых высказываний, кото­рые могут повлечь за собой неоправдан­ ные ожидания от психолога. Психолог обязан пропагандировать достижения психологии профессионально и точно, в соответствии с действительным состоянием науки на данный момент. Принцип благополучия клиента 1. В своих профессиональных действиях психолог ориентируется на благополучие и учитывает права своих клиентов, сту­ дентов, супервизоров и других участни­ков исследований. В случаяхкогда обя­ занности психолога вступают в противо­ речие с этическими нормами, психолог разрешает эти конфликты, руководству­ясь принципом «не навреди». Психолог должен отдавать предпоч­ тение этический кодекс практического психолога клиента при определе нии целей и планировании процедуры, ха­ рактере проведения диагностического об­ следования. Психолог должен оберегать клиента от психологических травм, ува­ жать личность человека, с которым ра­ ботает. Психолог в ходе профессиональной деятельности не должен допускать дискри­ минации ограничения конституционных прав и свобод личности по социальному стату­ су, возрасту, полу, национальности, вероис­ поведанию, интеллекту и любым другим отличиям. Принцип профессиональной кооперации 1. Работа психолога основывается на праве и обязанности проявлять уважение к другим специалистам и методам их ра­боты независимо, от собственных теоре­ тических и методических предпочтений. Психолог воздерживается от публич­ ных оценок и замечаний о средствах и методах работы коллег в присутствии кли­ ентов и обследуемых лиц. Если психолог имеет претензии к стилю или методам работы коллеги, то он может выступать с обоснованной критикой в этический кодекс практического психолога специали­ стов. В тех случаях, когда психолог узна­ет об этических нарушениях другого пси­холога, он обращает на это его внимание, если это может способствовать приемле­ мому разрешению ситуации и при этом не будет нарушено право этический кодекс практического психолога конфиденциаль­ ность. Если этическое нарушение не мо­ жет быть устранено неформальным пу­ тем, психолог может вынести проблему на обсуждение методического объедине­ ния МОв конфликтных ситуациях — на этическую комиссию областного науч­ но-методического совета службы практи­ ческой психологии образования. Психолог при рецензировании мате­риалов, представленных к публикации на грант или в других целях, уважает кон­ фиденциальность и авторские права. После опубликования результатов исследования психолог не имеет права скрывать данные, на которых построены его заключения, от других специалистов, занимающихся близкими проблемами или желающих перепроверить выводы, повто­рив анализ. Авторские права на психоло­ гические данные принадлежат, собравшей их стороне. Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования 1. Психолог информирует клиента о це­ лях и содержании психологической рабо­ ты, проводимой с ним, применяемых ме­ тодах и способах получения информации, чтобы клиент мог принять решение об участии в этой работе. В случаях, когда психологическая процедура осуществляется с детьми до 16 лет, согласие на участие в ней ребенка должны дать родители или лица, их заменяющие. В процессе диагностики или психо­логического консультирования психолог высказывает собственные суждения и оце­ этический кодекс практического психолога различные аспекты ситуации в форме, исключающей ограничение свободы клиента в принятии им самостоятель­ ного решения. В ходе работы по оказа­нию психологической помощи должен строго соблюдаться принцип доброволь­ ности со стороны клиента. Клиент в лю­ бой момент или вообще может отказаться от работы, так же клиент может отка­ заться от работы с данным психологом и обратиться к другому специалисту. Психолог должен информировать участников психологической работы о важ­ ных аспектах деятельности, которые мо­гут повлиять на их решение этический кодекс практического психолога или не участвовать в предстоящей ра­ боте: физический риск, дискомфорт, не­ приятный эмоциональный опыт и др. Для получения согласия клиента на психологическое обследование психолог должен использовать понятную термино­ логию и доступный для понимания клиен­ та язык. Психолог формулирует излага­ ет результаты обследования в терминах, понятных клиенту. Заключение по результатам обследо­ вания не должно носить категорический характер, оно может быть предложено клиенту только в виде рекомендаций. Ре­ комендации должны быть четкими и не содержать заведомо невыполнимых усло­ вий. В ходе обследования психолог дол­ жен выявлять и подчеркивать способнос­ ти и возможности клиента. Недопустимо акцентировать внимание клиента на его ограничениях и недостатках. Принцип морально-позитивного эффекта профессиональных действий психолога 1. Психолог должен делать все возмож­ное для определения ситуаций, в которых психологические техники или инструмен­ тарий вообще не могут быть адекватно использованы или на их использование должны быть наложены соответствующие ограничения. Это касается случаев, когда психологическим инструментом пользуют­ ся непрофессионалы или когда исследова­ние болезненно затрагивает такие индиви­ дуальные особенности, как возраст, пол, расовая, и национальная принадлежность, вероисповедание, сексуальная ориентация, этический кодекс практического психолога или психическое расстройство, язык, социальный и экономический статус. В отчетах о своей работе, сделанных для специалистов, не имеющих психоло­гического образования, психолог должен исходить из того, что сообщения должны быть ясными и применимыми к практи­ ческим этический кодекс практического психолога заказчика. При выступлениях в средствах массо­ вой информации психолог должен выска зывать суждения, основанные на реальных достижениях психологической науки и прак­ тики. Содержание выступлений должно быть направлено на позитивные измене­ ния в общественном мнении или эмоцио­ нальном состоянии адресата. Психолог не должен участвовать в деятельности, результаты которой могут дискредитировать психологию как науку.

Похожие документы
Карта сайта
Прошить дипломную работу
Организационно распорядительные документы понятие назначение основные виды
Эльдорадо челябинск каталог товаров

Комментарии
  • Финансовые вопросы в про­фессиональной практике находятся в соответствии с профессиональными стандартами, которые обеспечивают интересы клиента и профессии. Психолог обязан строить свои отношения с коллегами на основе взаимного уважения, доверия, взаимопомощи, делиться с ними полученной информацией, методическими и научными находками, позволяющими эффектно вести практическую работу.